Жизнь в современной России часто сравнивают с прелестями так называемой «цивилизованной Европы». А давно ли Старый свет стал цивилизованным? Еще в XVIII веке улицы крупнейших европейских столиц источали зловоние, а их жители не мылись годами, тогда как в России самый затрапезный мужичок регулярно ходил в баню.
На Руси о банях впервые упоминают в XI веке. За тысячу лет до этого в Древнем Риме работали публичные термы. Такие блага цивилизации, как канализация и водопровод, были известны индейцам майя и обитателям золотоордынских городов. А вот в Европе XVII-XVIII веков часто мыться было не принято. Медики того времени полагали, что мытье вредит здоровью, поскольку открывает поры организма, а, значит, он становится более восприимчивым для всех зараз. Отчасти это было верно. В банях того времени температура не поднималась настолько, чтобы болезнетворные бактерии погибали. Напротив, в теплой среде они становились более активными.
Врачи полагали, что если мыть лицо водой, то можно ослепнуть. К тому же уверяли, что от воды зимой на морозе портится кожа, тоже происходит с ней летом на жаре. После таких рекомендаций, естественно, люди боялись воды. Были такие, кто умудрялись прожить всю жизнь, ни разу не намочив ног.
В крупных европейских столицах натурально было нечем дышать, реки фекалий текли по мостовым, поскольку ночные горшки опорожнялись прямо из окна. Именно этот обычай породил моду на широкополые шляпы, которые носили Д’Артаньян и его приятели-мушкетеры. А иначе зачем бы в Европе, где далеко не всегда палило жаркое солнце, понадобились аналоги сомбреро? По одной из популярных версий, реверанс перед знатной дамой, когда шляпа снималась с головы и пряталась за спину, был необходим, чтобы убрать подальше неприятно пахнущий предмет. Ну и стряхнуть с него что-нибудь заодно.
Собственно и духи придумали исключительно для маскировки «ароматов», которые источало немытое тело. Кавалеры носили между исподним и верхней одеждой мешочки с приятно пахнущими травами. Дамы налегали на ароматическую пудру. Позднее нижнее белье сделали шелковым, дабы разные насекомые не могли по нему карабкаться. Это действительно помогало.
В «цивилизованной Европе» веками пренебрегали гигиеной. Причем настолько, что даже короли для отправления нужды пользовались исключительно горшками и всевозможными хитрыми тронами. Хотя еще Леонардо придумал для короля Франциска I унитаз со смывом. В Китае унитазы были известны две тысячи лет назад, тогда же стали пользоваться туалетной бумагой. В Европе такая бумага появилась только в XIX веке.
Ходить по большому и по маленькому даже во дворцах разрешалось повсеместно, вплоть до главной лестницы и внутренних покоев. Время от времени монархи переезжали из одной резиденции в другую – новую и чистую. Все-таки давать балы и веселиться хотелось в местах, где обоняние не оскверняют неприятные запахи.
Уверяют, что Изабелла Кастильская, правившая в Испании в конце XV века, мылась за свою жизнь лишь два раза. Не отстал от нее и Людовик XIV, про которого русские послы писали, что от него разит как от дикого зверя. Он тоже мылся дважды, по медицинским показаниям, однако, оба раза от процесса смывания грязи пришел в ужас. А вот наших соотечественников, ходивших в баню, считали чуть ли не извращенцами. Чистота в то время вообще воспринималась чем-то странным и подозрительным. Достаточно сказать, что в Европе обыкновенную вошь называли «божьей жемчужиной». Был популярен так называемый блошиный мех, который красавицы носили на руке или возле шеи. Считалось, что он помогал ловить блох. От клопов применялся «персидский порошок» (из лепестков ромашки).
Европейские города не знали канализации, но имели крепостные стены и рвы, куда в буквальном смысле и сваливали нечистоты. Улицы городов также представляли собой отвратительное зрелище. Умывал их только дождь, после которого передвигаться становилось совершенно невозможно.
XVII-XVIII столетия – золотое время антисанитарии. Усилению смрада способствовала грубая пища, потребляемая европейцами. Луковые супы, чеснок, пиво, вкупе с тем, что никто не чистил зубы, приводили к тому, что беседовать с приятелем было предпочтительнее на некотором расстоянии.
Автор нашумевшего «Парфюмера» Патрик Зюскинд писал, что «не существовало ни единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, которую бы постоянно не сопровождала вонь». Скот забивали прямо на улицах, здесь же потрошили и сливали кровь на тротуар.
Интересно, что даже название древней столицы Франции «Лютеция» происходит от слова «грязь». В XIV веке некто Дюбюссон получил задание нарисовать в Лувре и его окрестностях ярко-красные кресты, дабы люди боялись тут мочиться из-за возможного обвинения в святотатстве.
Европейская знать имела привычку умываться, но делала это с помощью надушенной тряпочки, которой протирались избранные места человеческого тела. Кроме того, ежедневно менялось белье. Бедняки себе такого позволить не могли. Смены белья у них не было. Обычная рубаха стоила в то время едва ли не столько же, сколько корова.
Русскому человеку всего этого не понять. Своего рода передвижные сауны были даже у древних скифов. Во все времена поход в баню на Руси почитался за удовольствие. Хотя и меры наш человек не знает. Петр Первый любил попариться, напарников назначал сам, вениками махал от души. И далеко не всех из царевых товарищей по банному делу удавалось откачать…
На Руси о банях впервые упоминают в XI веке. За тысячу лет до этого в Древнем Риме работали публичные термы. Такие блага цивилизации, как канализация и водопровод, были известны индейцам майя и обитателям золотоордынских городов. А вот в Европе XVII-XVIII веков часто мыться было не принято. Медики того времени полагали, что мытье вредит здоровью, поскольку открывает поры организма, а, значит, он становится более восприимчивым для всех зараз. Отчасти это было верно. В банях того времени температура не поднималась настолько, чтобы болезнетворные бактерии погибали. Напротив, в теплой среде они становились более активными.
Врачи полагали, что если мыть лицо водой, то можно ослепнуть. К тому же уверяли, что от воды зимой на морозе портится кожа, тоже происходит с ней летом на жаре. После таких рекомендаций, естественно, люди боялись воды. Были такие, кто умудрялись прожить всю жизнь, ни разу не намочив ног.
В крупных европейских столицах натурально было нечем дышать, реки фекалий текли по мостовым, поскольку ночные горшки опорожнялись прямо из окна. Именно этот обычай породил моду на широкополые шляпы, которые носили Д’Артаньян и его приятели-мушкетеры. А иначе зачем бы в Европе, где далеко не всегда палило жаркое солнце, понадобились аналоги сомбреро? По одной из популярных версий, реверанс перед знатной дамой, когда шляпа снималась с головы и пряталась за спину, был необходим, чтобы убрать подальше неприятно пахнущий предмет. Ну и стряхнуть с него что-нибудь заодно.
Собственно и духи придумали исключительно для маскировки «ароматов», которые источало немытое тело. Кавалеры носили между исподним и верхней одеждой мешочки с приятно пахнущими травами. Дамы налегали на ароматическую пудру. Позднее нижнее белье сделали шелковым, дабы разные насекомые не могли по нему карабкаться. Это действительно помогало.
В «цивилизованной Европе» веками пренебрегали гигиеной. Причем настолько, что даже короли для отправления нужды пользовались исключительно горшками и всевозможными хитрыми тронами. Хотя еще Леонардо придумал для короля Франциска I унитаз со смывом. В Китае унитазы были известны две тысячи лет назад, тогда же стали пользоваться туалетной бумагой. В Европе такая бумага появилась только в XIX веке.
Ходить по большому и по маленькому даже во дворцах разрешалось повсеместно, вплоть до главной лестницы и внутренних покоев. Время от времени монархи переезжали из одной резиденции в другую – новую и чистую. Все-таки давать балы и веселиться хотелось в местах, где обоняние не оскверняют неприятные запахи.
Уверяют, что Изабелла Кастильская, правившая в Испании в конце XV века, мылась за свою жизнь лишь два раза. Не отстал от нее и Людовик XIV, про которого русские послы писали, что от него разит как от дикого зверя. Он тоже мылся дважды, по медицинским показаниям, однако, оба раза от процесса смывания грязи пришел в ужас. А вот наших соотечественников, ходивших в баню, считали чуть ли не извращенцами. Чистота в то время вообще воспринималась чем-то странным и подозрительным. Достаточно сказать, что в Европе обыкновенную вошь называли «божьей жемчужиной». Был популярен так называемый блошиный мех, который красавицы носили на руке или возле шеи. Считалось, что он помогал ловить блох. От клопов применялся «персидский порошок» (из лепестков ромашки).
Европейские города не знали канализации, но имели крепостные стены и рвы, куда в буквальном смысле и сваливали нечистоты. Улицы городов также представляли собой отвратительное зрелище. Умывал их только дождь, после которого передвигаться становилось совершенно невозможно.
XVII-XVIII столетия – золотое время антисанитарии. Усилению смрада способствовала грубая пища, потребляемая европейцами. Луковые супы, чеснок, пиво, вкупе с тем, что никто не чистил зубы, приводили к тому, что беседовать с приятелем было предпочтительнее на некотором расстоянии.
Автор нашумевшего «Парфюмера» Патрик Зюскинд писал, что «не существовало ни единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, которую бы постоянно не сопровождала вонь». Скот забивали прямо на улицах, здесь же потрошили и сливали кровь на тротуар.
Интересно, что даже название древней столицы Франции «Лютеция» происходит от слова «грязь». В XIV веке некто Дюбюссон получил задание нарисовать в Лувре и его окрестностях ярко-красные кресты, дабы люди боялись тут мочиться из-за возможного обвинения в святотатстве.
Европейская знать имела привычку умываться, но делала это с помощью надушенной тряпочки, которой протирались избранные места человеческого тела. Кроме того, ежедневно менялось белье. Бедняки себе такого позволить не могли. Смены белья у них не было. Обычная рубаха стоила в то время едва ли не столько же, сколько корова.
Русскому человеку всего этого не понять. Своего рода передвижные сауны были даже у древних скифов. Во все времена поход в баню на Руси почитался за удовольствие. Хотя и меры наш человек не знает. Петр Первый любил попариться, напарников назначал сам, вениками махал от души. И далеко не всех из царевых товарищей по банному делу удавалось откачать…
Комментарии
2015-03-10 08:34:38